Часто, сравнивая государственные, частные и альтернативные школы, мы приходим к выводам не в пользу первых. Хотя правильнее было бы искать решения известных школьных проблем. Например, можно  использовать успешный опыт других стран, той же Финляндии. Там, говорят, очень хорошие школы. Так ли на самом деле?

Участие государства

В финских школах подушевое финансирование. На практике это означает, что для родителя нет разницы: школа государственная или частная. За образование ребенка в любом случае платит государство.

Программу для образовательных учреждений, школ в том числе, готовят в министерстве. Но способы ее реализации определяет конкретная школа, иногда даже конкретный учитель. При этом, как утверждают сами сотрудники школ, никакой отчетности в министерство им готовить не надо – все работает на доверии!

Национальное Агентство Образования поддерживает стартапы в области образования как материально-технически, так и контактами со школьной аудиторией. Это ж прекрасно: как только образовательный продукт готов к использованию, он без труда выходит на свою аудиторию.

Выпускники

До реформы финского образования примерно 70% выпускников школ поступали в ВУЗы и примерно 30% в профессиональные училища. После реформы распределение выглядит иначе: 50 на 50. С точки зрения блага для общества: хорошие рабочие, кулинары, водители лучше плохих менеджеров. Но с другой стороны мы живем в мире, где все алгоритмизируемые профессии будут в скором времени заменены роботами. Так что не известно, что родителю в этом смысле выбирать для своего ребенка.

Внутри школы

Общее впечатление: это конечно не отель 5*, но помещение в хорошем состоянии, достаточно чисто. При этом не покидает ощущение бардака в детской:
Любопытно, что в класс дети заходят в носках. Поэтому при входе класс баррикады из обуви.
Школьной формы нет. Какого-то особенного дресс-кода для учителей тоже не наблюдается: встречаются как строгие дамы в длинных юбках, так и девушки-педагоги в леопардовых мини.

Школы хорошо оснащены оборудованием: в каждом классе есть компьютер, проектор, документ камера, акустическая система. В некоторых школах для старшеклассников использование планшетов обязательно в рамках обучения – в качестве источника информации, фиксирования образовательных результатов и пр. Вопрос доступа к интернет в каждой школе решается по-разному: где-то он свободный с защитой от нежелательного контента, где-то закрыт для детей.

Педагогу для подготовки к занятиям предоставляется рабочее место с компьютером. Оно может быть как в классе, где проходят уроки, так и общем коворкинге:

Особенности образовательного процесса

Как было ранее сказано: способ реализации программы выбирает школа. Нередко педагоги решают отказаться от оценок для младших детей. В школе Niittykumpu в качестве замены оценкам используют портфолио: у каждого ученика есть папка, куда собираются его достижения.

Расписание уроков выглядит привычно: математика, родной язык, английский и пр. Но проходят уроки несколько иначе. Например, на уроке английского в школе SYK мы наблюдали практику mindfullness.

Отношение к детям, у которых трудности в обучении, также хочется отметить. Такому ребенку учитель уделяет повышенное внимание, оказывает помощь до тех пор, пока трудность не будет преодолена. По крайней мере так описывают подход сотрудники школы.

Вопрос организации обучения детей с особенностями решается конкретной школой. Например, в школе Niittykumpu организован для этого специализированный класс. Каждому ребенку выделяют тьютора-сопровождающего. Здание школы адаптировано для людей с особенностями: широкие коридоры, минимум закрытых дверей, отсутствие порогов.

Хорошо ли финской школе? Каждый родитель ответит на этот вопрос по-своему. Но в любом случае там по-другому: другой процесс и другой результат.

Статья содержит материалы полученные в ходе поездки в мае 2018г по образовательным объектам Финляндии: Частная школа Хельсинки SYK, Финское Национальное Агентство  Образования, Государственная школа Niittykumpu, Библиотека Университета Аалто.